<< Назад | |
На территории Курской области функции по государственному земельному надзору осуществляют Управление Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Курской области, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области (далее - Управление Росреестра по Курской области) на подконтрольной территории осуществляет государственный земельный надзор за соблюдением:
а) требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, использования земельных участков без документов, разрешающих в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществление хозяйственной деятельности, самовольной уступки права пользования землей, а также самовольной мены земельными участками;
б) требований о переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретении земельных участков в собственность;
в) требований земельного законодательства об использовании земельных участков гю целевому назначению;
г) требований земельного законодательства, связанных с обязательным использованием земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного производства, жилищного или иного строительства, в указанных целях (за исключением выполнения требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности);
д) требований земельного законодательства органами местного самоуправления при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
е) обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целево м у наз начен и ю;
ж) требований о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков;
з) предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов в пределах компетенции, 'io вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.
Государственный земельный надзор осуществляется в форме:
- проведения плановых и внеплановых проверок;
- систематического наблюдения за исполнением требований земельного законодательства (осуществляется путем проведения административного обследования объектов земельных отношений, анализа правовых актов, принятых органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам использования и охраны земель и (или) земельных участков, а также в иных формах, предусмотренных земельным законодательством);
- принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
Наиболее часто встречающимся нарушением земельного законодательства на территории области в 2018 году, как и в предыдущие периоды, является самовольное занятие земельных участков, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных
законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
За нарушения требований земельного законодательства предусмотрен административны^ штраф, размер которого установлен Кодексом Российской Федерации об административна правонарушениях (КоАП).
Так. нарушение статьи 7.1. «Самовольное занятие земельного участка» КоАП РФ влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; па должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тыс^ рублей.
При этом, за нарушения, выраженные в самовольном занятии земель, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Для того, чтобы избежать штрафов за нарушение требований земельного законодательства всем землепользователям необходимо:
1. проверить наличие правоустанавливающих, правоудостоверяющих документов;
2. убедится, что фактически используемая площадь не превышает площади, указанной в правоустанавливающем документе;
Также следует отметить, что помимо государственного земельного надзора вдц территории Курской области осуществляется муниципальный земельный контрол. проводимый органами местного самоуправления.
В целях эффективного взаимодействия при осуществлении государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля Управлением Росреестра по Курской области заключены соглашения о взаимодействии с муниципальными образованиями, расположенными на территории Курской области. Соглашения регламентируют порядок совместных действий в сфере надзора за использованием земель, выявления и пресечения правонарушений в области земельных правоотношений на территории соответствующих муниципальных образований, а также определяют взаимные обязательства по проведению совместных действий для достижения целей, определенных в соглашениях.
Важным этапом на пути соблюдения земельного законодательства является повышение уровня правовой сознательности самих правообладателей земельных участков. В указанных целях. Росреестром утверждена Программа профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении государственного надзора (контроля) в 2018 году, в соответствии с которой^ Управлением Росреестра по Курской области постоянно ведется работа по разъяснению^ подконтрольным субъектам обязательных требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Информация об исполнении профилактических мероприятий размещается на официальном сайге Росреестра в сети «Интернет» в блоках региональной информации Управления Росреестра по Курской области.