Информация по итогам контрольного мероприятия - проверка эффективного использования бюджетных средств, а также финансово- хозяйственная деятельность МУП «Кафе №1 – вечерний ресторан».
1. Основание для проведения контрольного мероприятия: п.8 плана работы Ревизионной комиссии города Щигры, утвержденного распоряжением председателя от 10.02.2023г. №3 и распоряжение председателя Ревизионной комиссии о проведении контрольного мероприятия от 14.02.2023г. №4.
2. Предмет контрольного мероприятия: учредительные и иные документы, характеризующие организационно - правовую форму, форму собственности и структуру проверяемого объекта, выписки из реестра муниципального имущества, свидетельство о государственной регистрации права, регистры бухгалтерского учета, первичные и иные бухгалтерские, учетные и расчетно-платежные документы, бухгалтерская отчетность, контракты и договоры, иные документы, характеризующие операции со средствами и имуществом, подтверждающие результаты финансово-хозяйственной деятельности МУП «Кафе №1- Вечерний ресторан», а также характеризующие эффективность использования муниципального имущества.
3. Объект контрольного мероприятия: МУП «Кафе №1- вечерний ресторан»
4. Проверяемый период деятельности: 2021 -2022 гг.
5. Цель контрольного мероприятия: определение законности и эффективности владения, пользования и распоряжения имуществом, закрепленным за МУП «Кафе №1 – вечерний ресторан» на праве хозяйственного ведения, оценка результатов финансово- хозяйственной деятельности.
6. Срок проведения контрольного мероприятия: с 14 февраля по 15 марта 2023 года.
Проверкой установлено следующее:
Согласно ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон от 06.10.2003 г. №131- ФЗ) органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия в целях решения вопросов местного значения.
Правовое положение муниципальных унитарных предприятий определяется Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ) и Федеральным законом от 14.11.2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Федеральный закон от 14.11.2002 №161-ФЗ).
Официальное фирменное наименование предприятия: Муниципальное унитарное предприятие «Кафе №1-вечерний ресторан»
Сокращенное фирменное наименование: МУП «Кафе №1-вечерний ресторан»
МУП «Кафе №1- вечерний ресторан» осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного главой города Щигры 27.06.2003 г.
Размер уставного капитала на 01.01.2023 года составляет 112702,18 руб.
В проверяемом периоде размер уставного капитала не менялся.
Учреждение обладает статусом юридического лица, зарегистрированным 17 марта 1998 года, за основным государственным регистрационным номером 1024600839548, ИНН - 4628000465. Имеет расчетный счет 40702810016110000014 в Центрально- Черноземном филиале ООО «Экспобанк» г. Курска.
Юридический адрес: 306530 г. Щигры, Курской области, ул. Ленина, 15.
Учредителем МУП «Кафе №1-вечерний ресторан» является администрация города Щигры.
Предприятие является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на закрепленное за ним, собственником имущество.
В соответствии с Уставом, все имущество учреждения находится в собственности муниципального образования «город Щигры», отражается в самостоятельном балансе и закреплено за учреждением на праве хозяйственного ведения.
Основными видами деятельности МУП «Кафе №1- вечерний ресторан», в соответствии с уставными документами, является производство и реализация кулинарной, кухонной, кондитерской продукции, осуществление торгового обслуживания, закупка сельскохозяйственной продукции (мясо, овощи, фрукты).
Ответственными за финансово-хозяйственную деятельность МУП «Кафе №1- вечерний ресторан» в проверяемом периоде являлись:
Директор Сукманов Н.Н. (с 01.09.2018г. по 31.08.2021 г.), назначен распоряжением администрации города Щигры от 29.08.2018 г. №123-р-к.
Директор Кобзева С.А. (с 08.09.2021г. по 07.09.2022 г.), назначена распоряжением администрации города Щигры Курской области от 07.09.2021 №152-р-к.
И.о. директора Каменева Л.В. (с 09.09.22г. по 10.10.2022г.), назначена распоряжением администрации города Щигры Курской области от 09.09.2022г. №152-р-к.
Директор Косинова М.Ю. (с 11.10.2022г.), назначена распоряжением Администрации города Щигры Курской области от 11.10.2022 №170-р-к.
Главный бухгалтер Каменева Л.В., назначена приказом руководителя от 13.06.2000г. №6.
2. Проверка правильности наделения МУП «Кафе №1- вечерний ресторан» муниципальным имуществом и эффективности его использования.
Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество (п.1 ст. 113 ГК РФ, п.1 ст.2 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»). Муниципальное унитарное предприятие создано для извлечения прибыли и имеет на балансе имущество.
Имущество унитарного предприятия формируется за счет:
-имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения;
-доходов предприятия от его деятельности;
-иных не противоречащих законодательству источников (ст. 11 Закона №161-ФЗ).
Несмотря на способ появления основных средств, движимым и недвижимым имуществом МУП «Кафе №1- вечерний ресторан» распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом предприятия.
Приобретаемое имущество не является собственностью МУП «Кафе №1- вечерний ресторан» поскольку имущество, приобретаемое предприятием по договору купли- продажи или иным основаниям, поступает в хозяйственное ведение предприятия в порядке, установленном для приобретения права собственности (п. 2 ст. 299 ГК РФ). При этом вне зависимости от того, за чьи средства приобретено имущество предприятия, имущество находится в муниципальной собственности, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
При проведении проверки установлено, что собственником земельного участка общей площадью 1515.00 кв.м. кадастровый номер 46:33:010107:119, находящего по адресу Курская область, г. Щигры, ул. Ленина, дом 15 является муниципальное образование «город Щигры» (Свидетельство о государственной регистрации права муниципальной собственности №-46-46/029-46/029/001/2016-2092/1 от 21.06.2016г.).
За МУП «Кафе №1 – вечерний ресторан» распоряжением администрации города Щигры Курской области №213-р от 24.06.2015г. на праве хозяйственного ведения закреплено недвижимое имущество: здание, общая площадь 1113,7 кв.м. (государственная регистрация права №46-46/029-46/029/001/2016-3656/1 28.10.2016г.), расположенное по адресу: Россия, Курская область, г. Щигры, ул. Ленина, дом №15, кадастровый номер 46:33:010107:4352.
За МУП «Кафе №1- вечерний ресторан» распоряжением администрации города Щигры Курской области №143-р от 15.06.2021г. на праве хозяйственного ведения недвижимое сооружение (площадка), общей площадью 164,5 кв.м. являющееся частью здания, с кадастровым номером 46:33:010107:4352, расположенного по адресу: Курская область, г. Щигры, ул. Ленина, дом №15.
Распоряжением администрации города Щигры Курской области №55-р от 18.03.2022г. из хозяйственного ведения МУП «Кафе №1- вечерний ресторан» изъяты нежилые помещения №№1,2,3,4,5,6,7, общей площадью 330,3 кв.м., расположенные на 1-ом этаже нежилого здания лит. А., с кадастровым номером 46:33:010107:4352, находящиеся по адресу: Курская область, г. Щигры, ул. Ленина, дом №15.
Муниципальное унитарное предприятие наделено правом хозяйственного ведения в отношении недвижимости, однако земля под зданием никак не оформлена.
В соответствии со статьей 65 Земельного Кодекса РФ любое использование земли является платным. Формами платы за землю являются (п. 1 ст. 65 ЗК РФ):
-земельный налог;
-арендная плата.
Соответственно земельный участок под недвижимостью должен быть, передан собственником в постоянное бессрочное пользование или оформлен в аренду.
Обобщающим показателем, характеризующим эффективность использования имущества предприятия в целом, является экономическая рентабельность. Экономическая рентабельность показывает, сколько прибыли приходится на 1 рубль средств, вложенных в имущество предприятия. В связи с тем, что в 2021г. и в 2022г. предприятие получило убытки, указанный показатель посчитать невозможно. Можно сделать вывод, что муниципальное имущество используется неэффективно.
3. Проверка полноты и своевременности начисления и перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей в доход бюджета.
В соответствии со статьей 62 БК РФ неналоговые доходы местных бюджетов формируются в соответствии со статьями 41, 42 и 46 БК РФ, в том числе за счет прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающийся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
Согласно статьи 17 Федерального закона от 14.11.2002 года №161-ФЗ, собственник имущества муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия, которая ежегодно перечисляется в соответствующий бюджет в порядке, в размерах и сроки, которые определяются органами местного самоуправления.
Решениями Щигровской городской Думы о бюджете города Щигры Курской области на 2021год, 2022 год установлено, что муниципальными унитарными предприятиями перечисляется в бюджет города Щигры часть прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размере 30 %.
В 2021 году, согласно бухгалтерской отчетности предприятие, получило убыток в сумме 563,0 тыс. рублей. Соответственно прибыль в бюджет города Щигры в 2022 году не перечислялась.
В 2022 году, согласно бухгалтерской отчетности предприятие, получило убыток в сумме 219,0 тыс. рублей. Соответственно прибыль в бюджет города Щигры в 2023 году не перечислялась.
4. Анализ результативности и целевого характера использования бюджетных средств МУП «Кафе №1- вечерний ресторан», в случае финансирования его из бюджета города Щигры
В проверяемый период МУП «Кафе №1- вечерний ресторан» средства муниципального образования город Щигры не выделялись.
5. Анализ выполнения утвержденных показателей плана финансово- хозяйственной деятельности за 2021 – 2022 гг.
Согласно ст. 20 закона 161-ФЗ, правилами составления и утверждения планов для муниципальных унитарных предприятий определяются собственниками имущества, то есть органами местного самоуправления.
В соответствии с установленными нормами, Администрацией города Щигры разработан Порядок согласования, утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий и осуществления мониторинга их выполнения (далее – Порядок), утвержденный Постановлением Администрации города Щигры от 22.12.2016г. №485.
К проверке представлен План финансово – хозяйственной деятельности (далее – План ФХД) на 2021год, 2022 год.
Итоги деятельности МУП «Кафе №1 – вечерний ресторан», согласно отчета о финансовых результатах за 2021- 2022 годы представлены в таблице:
тыс. рублей
Наименование показателя |
2021 год |
2022 год |
Сравнение 2022 год к 2021 году, в % |
Выручка |
9792,0 |
7512,0 |
-23,3 |
Себестоимость продаж |
5794,0 |
4271,0 |
-26,2 |
Валовая прибыль (убыток) |
3998,0 |
3241,0 |
-18,9 |
Коммерческие расходы |
4730,0 |
3460,0 |
-26,8 |
Прибыль (убыток) от продаж |
-732,0 |
-219,0 |
-70,1 |
Прочие доходы |
357,0 |
0,0 |
0 |
Прочие расходы |
188,0 |
0, |
0 |
Чистая прибыль (убыток) |
-563,0 |
-219,0 |
-61,1 |
Как видно из данных, представленных в таблице, выручка предприятия в 2022 году составила 7512,0 тыс. рублей, что на 23,3 % меньше 2021 года. Себестоимость продаж в 2022 году составила 4271,0 тыс. рублей, что на 26,2 % меньше 2021 года. Таким образом, валовая прибыль (убыток) предприятия (выручка – себестоимость) в 2022 году составила 3241,0 тыс. рублей, что на 18,9 % ниже валовой прибыли (убытка) полученной в 2021 году.
Коммерческие расходы МУП «Кафе №1- вечерний ресторан» в 2022 году составили 3460,0 тыс. рублей, что на 26,8 % ниже уровня 2021 года.
Таким образом, по результатам деятельности МУП «Кафе №1- вечерний ресторан» в период с 2021 по 2022 год получены убытки от продаж, которые составили: в 2021 году – 563,0 тыс. рублей, в 2022 году убытки от продаж сократились на 61,1 % и составили (-219,0) тыс. рублей.
Прочие доходы в 2021 году составили 357,0 тыс. рублей, в 2022 году прочие доходы отсутствовали. Прочие расходы в 2021 году составили 188,0 тыс. рублей, а в 2022 году прочие расходы отсутствовали.
Чистая прибыль (убыток) предприятия (прибыль (убыток) от продаж + прочие доходы – прочие расходы) по итогам 2022 года составила (- 219,0) тыс. рублей. Убыток в 2022 году в сравнении с 2021 годом сократился на 61,1 %.
Наряду с получением прибыли по основным видам деятельности, МУП «Кафе №1- вечерний ресторан» получает прибыль от сдачи в аренду имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения.
В период с 01.01.2021 года по 31.12.2022 года, МУП «Кафе №1 – вечерний ресторан» заключен один договор аренды. Договор №1 зарегистрирован 02.06.2021г. в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Курской области.
Договор №1 аренды нежилого помещения от 01 мая 2021 года, заключенный с ИП Балаевым Мамед Паша Оглы, предметом которого является передача в аренду нежилого помещения №№1,2,3,4,5,6,7, общей площадью 330,3 кв.м., на 1-ом этаже нежилого здания лит. А, с кадастровым номером 46:33:010107:4352, расположенного по адресу: Курская область, г. Щигры, ул. Ленина, д. 15. Сумма арендной платы - 102,393 тысяч рублей ежемесячно. В связи с расторжением действия договора аренды нежилого помещения №1 от 01.05.2021г., согласно уведомления о расторжении договора аренды от 15.07.2021г. нежилое помещение возвращено МУП «Кафе №1- вечерний ресторан» 15 августа 2021г. За период с 01.05.2021г. по 15.08.2021г. МУП «Кафе №1 – вечерний ресторан» получило доходов от имущества, сдаваемого в аренду в сумме 356,724 тысяч рублей.
Полученные доходы от сдачи имущества в аренду в 2021 году частично покрыли убытки, полученные предприятием по основным видам деятельности.
6. Проверка организации и состояния бухгалтерского учета и отчетности.
Бухгалтерский учет в МУП «Кафе №1- вечерний ресторан» ведется главным бухгалтером Каменевой Л.В.
В соответствии с требованиями главы 26.2 Налогового кодекса МУП «Кафе №1 – вечерний ресторан» применяет упрощенную систему налогообложения – доходы.
В целях организации учета для целей налогообложения и бухгалтерского учета разработана учетная политика. Учетная политика утверждена приказом директора МУП «Кафе №1 – вечерний ресторан» 11.01.2021 года б/н.
Ревизионной комиссией города Щигры проведена экспертиза учетной политики, в ходе которой выявлены замечания:
- в нарушение п.4 гл.2 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утвержденным приказом Минфина России от 06.10.2008 №106н (ред. 07.02.2020) в учетной политике не разработан порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации, не разработан порядок контроля за хозяйственными операциями;
- рабочий план счетов, утвержденный учетной политикой, отражает не все счета, фактически используемые в учете.
6.1. Соблюдение порядка ведения кассовых операций.
При оформлении и учете кассовых операций, предприятие должно руководствоваться Приказом Минфина России от 29.07.2018 г. №34н (ред. от 11.04.2018) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», а также указанием Центрального банка РФ от 11 марта 2014 года №3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (далее – указание Центрального банка №3210- У от 11.03.2014г.).
При проверке кассовых операций в МУП «Кафе №1 – вечерний ресторан» использовались приходные и расходные кассовые ордера, кассовые книги, отчеты кассира, ведомость по счету 50 «Касса».
Проверка кассовых операций за период 2021год и 2022 год была проведена выборочным методом.
Выявлены нарушения указаний Центрального банка от 11.03.2014 №3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства»
Лимит кассы установлен приказом директора МУП «Кафе №1- вечерний ресторан» от 11 января 2021 года в сумме 12000 руб.
Выборочным методом установлено, что остаток в кассе превышает установленный лимит. Остаток денежных средств составил:
-05 марта 2021 года – 15093,15 рублей;
-06 марта 2021 года – 13168,40 рублей;
-16 марта 2021 года – 14141,80 рублей;
-17 марта 2021 года – 15989,40 рублей;
-19 марта 2021 года – 14666,40 рублей;
-20 марта 2021 года – 16116,40 рублей;
-31 мая 2022 года – 12838,02 рублей;
-02 июня 2022 года – 14850,04 рублей;
-31 августа 2022 года – 13513,53 рублей;
-14 сентября 2022 года – 12708,49 рублей;
-15 сентября 2022 года – 14386,28 рублей;
-16 сентября 2022 года – 16308,28 рублей;
-20 сентября 2022 года – 12327,32 рублей.
Отсутствует договор о полной материальной ответственности с главным бухгалтером Каменевой Л.В.
Приходный кассовый ордер (далее ПКО) подписывается:
- главным бухгалтером, а при отсутствии руководителем.
Расходный кассовый ордер (далее РКО) подписывается:
- руководителем;
- главным бухгалтером, а при отсутствии руководителем.
В ходе выборочной проверки выявлены следующие нарушения в оформлении кассовых документов:
отсутствует подпись руководителя:
-РКО №164 от 15.03.2022г. на сумму 3170,52 рублей;
-РКО №560 от 15.09.2022г. на сумму 13322,21 рублей;
-РКО №571 от 20.09.2022г. на сумму 650,00 рублей;
-РКО №577 от 21.09.2022г. на сумму 3939,30 рублей;
-РКО №596 от 27.09.2022г. на сумму 279,00 рублей;
-РКО №597 от 27.09.2022г. на сумму 3000,00 рублей;
-РКО №601 от 30.09.2022г. на сумму 435,00 рублей.
отсутствует подпись главного бухгалтера:
-РКО №54 от 04.02.2021г. на сумму 1338,00 рублей;
-РКО №55 от 04.02.2021г. на сумму 16798,50 рублей;
-РКО №381 от 01.07.2021г. на сумму 1067,00 рублей;
-РКО №424 от 20.07.2021г. на сумму 1354,00 рублей;
-РКО №439 от 28.07.2021г. на сумму 2242,08 рублей;
-ПКО №409 от 08.10.2021г. на сумму 2700,00 рублей;
-ПКО №411 от 09.10.2021г. на сумму 2000,00 рублей;
-РКО №138 от 03.03.2022г. на сумму 8491,20 рублей;
-ПКО №85 от 04.03.2022г. на сумму 25000,00 рублей;
-РКО №174 от 21.03.2022г. на сумму 1000,00 рублей;
-РКО №203 от 28.03.2022г. на сумму 124,80 рублей;
-РКО №596 от 27.09.2022г. на сумму 279,00 рублей.
отсутствуют подписи работников, подтверждающие получение денежных средств из кассы:
-РКО №381 от 01.07.2021г. на сумму 1067,00 рублей (подотчет Сукмановой Н.Г.);
-РКО №386 от 05.07.2021г. на сумму 1467,00 рублей (подотчет Кобзевой С.А.);
-РКО №413 от 14.07.2021г. на сумму 234,00 рублей (подотчет Сукмановой Н.Г.);
-РКО №424 от 20.07.2021г. на сумму 1354,00 рублей (подотчет Сукмановой Н.Г.);
-РКО №647 от 13.10.2021г. на сумму 768,00 рублей (подотчет Сукмановой Н.Г.);
-РКО №568 от 19.09.2022г. на сумму 1300,00 рублей (подотчет Румянцеву Е.В.);
-РКО №580 от 21.09.2022г. на сумму 6543,85 рублей (подотчет Каменевой Л.В.).
На основании п. 6.3. указаний Центрального банка №3210-У от 11.03.2014г., для выдачи наличных денег работнику под отчет на расходы, связанные с осуществлением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, расходный кассовый ордер оформляется согласно распорядительному документу юридического лица, индивидуального предпринимателя либо письменному заявлению подотчетного лица, составленному в произвольной форме и содержащему запись о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, подпись руководителя и дату.
В ходе проводимой проверки выявлено, что заявления на получение денежных средств подотчет к расходным кассовым ордерам отсутствуют.
Кассовые книги 2021 и 2022 годы велись на бумажных носителях Унифицированная форма № КО – 4, утвержденная постановлением Госкомстата России от 18.08.98 №88. Кассовые книги не прошнурованы, не опечатаны, количество листов не заверено подписями руководителя и главного бухгалтера.
Журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров на предприятии
не ведется.
6.2. Расчеты с подотчетными лицами.
Учет расчетов с подотчетными лицами по выданным им денежным средствам ведется по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Счет предназначен для обобщения информации о расчетах с работниками по суммам, выданным им под отчет.
В ходе проверки выборочным методом установлено, что денежные средства под отчет, выдаются по расходным кассовым ордерам, но авансовые отчеты не предоставляются, что является нарушением п. 6.3 Указаний Центрального банка №3210- У от 11.03.2014г. Подтверждающие документы за приобретенные товары, услуги прикрепляются к расходным кассовым ордерам. Также имеются случаи, когда отсутствуют документы, подтверждающие расход денежных средств.
В учреждении не ведутся карточки учета расчетов по сотрудникам, которые получают денежные средства под отчет, в результате чего невозможно проверить остаток денежных средств, который числится за подотчетным лицом на следующую дату получения денежных средств подотчет.
6.3 Учет основных средств, материальных запасов.
Для учета основных средств в МУП «Кафе №1- вечерний ресторан» в течение проверяемого периода применялся счет 01 «Основные средства».
Выявлено нарушение пункта 27 Приказа Минфина России от 29.07.1998г. №34н (ред. 11.04.2018г.) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» - не проводились инвентаризации при смене материально- ответственных лиц:
Кобзева С.А. – назначена директором;
Каменева Л.В. – исполняла обязанности директора;
Косинова М.Ю. – назначена директором.
Для учета материалов в МУП «Кафе №1 – вечерний ресторан» применялся счет 10 «Материалы». Счет 10 «Материалы» предназначен для обобщения информации о наличии и движения материалов, запасных частей, инвентаря, хозяйственных принадлежностей и других ценностей организации. В соответствии с приказом от 29.07.1998г. (ред. 11.04.2018г.) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» материалы при поступлении учитываются по фактической себестоимости их приобретения.
Материальные запасы списываются на основании актов на списание материальных запасов, которые служат основанием для отражения в бухгалтерском учете предприятия выбытия со счетов бухгалтерского учета материальных ценностей.
6.4. Проверка расчетов по оплате труда.
Для учета расчетов с персоналом по оплате труда в бухгалтерском учете применялся счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Счет предназначен для обобщения информации о расчетах с работниками организации по оплате труда (по всем видам оплаты труда, премиям, пособиям). Выплата заработной платы работников МУП «Кафе №1- вечерний ресторан» осуществляется путем перечисления денежных средств на расчетные счета работников, а также выплатой через кассу предприятия.
При проверке правильности начисления заработной платы работникам МУП «Кафе №1 – вечерний ресторан» были использованы и выборочно проанализированы регистры бухгалтерского учета: положение об оплате труда, штатные расписания, табеля учета рабочего времени, приказы о приеме на работу, о предоставлении отпуска, документы о премировании, доплате, о выплате материальной помощи.
В проверяемом периоде заработная плата руководителя МУП «Кафе №1- вечерний ресторан» начислялась в соответствии с Положением об оплате труда руководителей муниципальных унитарных предприятий города Щигры Курской области утвержденного постановлением администрации №427 от 23.10.2017г (ред. от 17.06.2019, ред. от 21.05.2021).
На проверку предоставлено Положение об оплате труда МУП «Кафе №1- вечерний ресторан», утвержденное директором 01 декабря 2014 года.
Согласно ч. 2 ст. 135 Трудового кодекса РФ система оплаты труда (включая размеры ставок и окладов), а также доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера, и система премирования, устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами работодателя.
В ходе проводимого контрольного мероприятия были выявлены следующие нарушения:
В учреждении Коллективный договор и Положение о премировании отсутствуют.
При ведении бюджетного учета фактов хозяйственной жизни на муниципальные унитарные предприятия распространяется Приказ Минфина России от 30 марта 2015 г. N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению" (далее – приказ №52н от 30.03.2015г.)
В соответствии со ст. 91 ТК РФ работодатель обязан вести учет времени фактически отработанного работником. Согласно, приказа №52н от 30.03.2015г. учет рабочего времени необходимо вести в табеле учета использования рабочего времени (форма 0504421) однако в проверяемом периоде в учете использовались Табель учета рабочего времени (типовая форма №61) или табель учета рабочего времени на обычном листе формата А4. За период 2021- 2022 годы в табелях учета рабочего времени являющихся основанием для начисления заработной платы отсутствуют подписи директора, работника ответственного за ведения табеля.
В соответствии со ст. 144 ТК РФ система оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов.
В штатном расписании предприятия установлены оклады сотрудникам без учета тарифно-квалификационного справочника работ и профессий, а так же профессиональных знаний и навыков.
Начисление заработной платы осуществляется на основании штатного расписания, утвержденного руководителем, в книге учета расчетов по оплате труда. Так в учреждении не ведутся карточки – справки (форма 0504417) по сотрудникам (приказ №52н от 30.03.2015г.).
В учреждении не ведутся расчетно - платежные ведомости (ф. 0504401) по начислению заработной платы (приказ №52н от 30.03.2015г.).
В учреждении для расчета отпускных, компенсации при увольнении применяется Справка – расчет о размере оплаты отпуска Приложение №13 к приказу Фонда социального страхования Российской Федерации от 04.02.2021г. №26. В соответствии с приказом №52н от 30.03.2015г. Записка-расчет об исчислении среднего заработка при предоставлении отпуска, увольнении и других случаях (ф. 0504425) (далее - Записка-расчет (ф. 0504425) применяется при расчете среднего заработка для определения сумм отпускной заработной платы, компенсации при увольнении и других случаях в соответствии с действующим законодательством.
Выборочной проверкой начисления заработной платы установлено следующее:
- В мае 2021 года повару Кобзевой С.А. предоставляется отпуск с 01.05.2021г. по 15.05.2021г. на 15 календарных дней приказ №13 от 01.05.2021г. Дата приказа праздничный день и количество дней отпуска должно быть продлено на количество праздничных дней на 1 и 9 мая (часть 1 статьи 120 ТК РФ). Соответственно отпуск должен быть продлен на 2 календарных дня. В мае начислена заработная плата за 11 календарных дней 7405,89 руб. Количество отработанных дней должно быть 10 дней и сумма начисленной заработной платы 6732,63 рублей. Излишне начисленная заработная плата составила 673,26 рублей.
- В августе 2021 года главному бухгалтеру Каменевой Л.В. предоставляется отпуск с 28.08.2021г. по 19.09.2021г. на 23 календарных дней приказ №24 от 28.08.2021г. начисляются и выплачиваются отпускные в сумме 20895,50 рублей. Распоряжением директора №8 от 30.08.2021г. главного бухгалтера в связи с производственной необходимостью отзывают из отпуска с 30.08.2021г. С 30.08.2021г. главному бухгалтеру начислялась заработная плата, согласно табеля учета рабочего времени и удержание отпускных за 21 календарных дней не производилось. Сумма не удержанных отпускных составила 19078,50 руб.
- В 2021 году ежемесячно сотрудникам МУП «Кафе №1- вечерний ресторан» начислялась и выплачивалась премия в размере 40 % от заработной платы, согласно распоряжений директора предприятия. В распоряжениях о выплате премии директор руководствуется Положением об оплате труда. В Положении об оплате труда, утвержденного 01.12.2014г. в п. 2.3. указано, что премия работникам выплачивается в соответствии с Положением о премировании за надлежащее выполнение трудовых функций. Указанный документ в учреждении отсутствует. В 2021 году премия в сумме 403859,51 рублей начислялась и выплачивалась неправомерно.
- В январе 2022 года повару Казаковой И.М. предоставляется отпуск с 01.01.2022г. по 14.01.2022г. на 14 календарных дней приказ №1 от 01.01.2022г. В соответствии с ч. 1 ст. 120 ТК РФ в число календарных дней отпуска не включаются нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период ежегодного основного или дополнительного оплачиваемого отпуска. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8,9 января – новогодние каникулы, 7 января – Рождество Христово. Приказ не может быть составлен в день новогодних каникул. Сотрудник неправомерно отправлен в отпуск с 01.01.2022г. Сумма начисленной заработной платы и отпускных за январь 17626,26 рублей. Излишне начисленная сумма 3736,26 рублей.
- В феврале 2022 года повару Медведевой И.А. предоставляется отпуск с 16.02.2022г. по 23.02.2022г. на 8 календарных дней приказ №5 от 16.02.2022г. Отпуск за указанный период составляет 7 дней, так как 23 февраля праздничный день. Соответственно отпуск продляется на 1 календарный день до 24.02.2022г. включительно. Сумма начисленной заработной платы за февраль 10302,52 рублей. Излишне начисленная заработная плата составила 735,90 рублей.
- В мае 2022 года продавцу Москалевой И.И. предоставляется отпуск с 01.05.2022г. по 28.05.2022г. на 28 календарных дней приказ №14 от 01.05.2022г. В соответствии с ч.1 ст. 120 ТК РФ в число календарных дней отпуска не включаются нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период оплачиваемого отпуска. 1 и 9 мая – нерабочие праздничные дни. Дата приказа не может быть праздничным днем. Сотрудник неправомерно отправлен в отпуск с 01.05.2022г. Москалевой И.И. начислены и выплачены отпускные за 28 календарных дней. Согласно, табеля учета рабочего времени Москалевой И.И. с 10 мая 2022 года указываются рабочие дни, начисляется и выплачивается заработная плата. Отсутствует распорядительный документ об отзыве сотрудника из отпуска. Неправомерно начислена и выплачена заработная плата в сумме 10803,33 рублей.
-В июне 2022 года главному бухгалтеру Каменевой Л.В. предоставляется отпуск с 04.06.2022г. по 01.07.2022г. на 28 календарных дней приказ №14/1 от 04.06.2022г. В соответствии с ч.1 ст. 120 ТК РФ в число календарных дней отпуска не включаются нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период оплачиваемого отпуска. 12 июня – нерабочий праздничный день. Каменевой Л.В. начислены и выплачены отпускные за 28 календарных дней. В табеле учета рабочего времени за июнь 2022 года с 06 июня проставляются рабочие дни, начисляется и выплачивается заработная плата. Отсутствует распорядительный документ об отзыве сотрудника из отпуска. Неправомерно начислена и выплачена заработная плата в сумме 16395,43 рублей.
-В июле 2022 года главному бухгалтеру начислена неправомерно заработная плата за 01 июля 2022 года в сумме 910,86 рублей, так как сотрудник, согласно приказа №14/1 от 04.06.2022г. находиться в отпуске.
-В июне 2022 года продавцу Москалевой И.И. предоставляется отпуск с 01.06.2022г. по 28.06.2022г. на 28 календарных дней приказ №15/1 от 01.06.2022г. В соответствии с ч.1 ст. 120 ТК РФ в число календарных дней отпуска не включаются нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период оплачиваемого отпуска. 12 июня – нерабочий праздничный день. Москалевой И.И начислены и выплачены отпускные за 28 календарных дней. В табеле учета рабочего времени за июнь 2022 года с 06 июня проставляются рабочие дни, начисляется и выплачивается заработная плата. Отсутствует распорядительный документ об отзыве сотрудника из отпуска. Неправомерно начислена и выплачена заработная плата в сумме 11244,29 рублей.
- В августе 2022 года главному бухгалтеру без распорядительного документа начислена неправомерно доплата 1913 рублей.
- В октябре 2022 года продавцу Москалевой И.И. предоставляется отпуск с 01.10.2022г. по 28.10.2022г. на 28 календарных дней приказ №25 от 01.10.2022г. Приказ составлен в выходной нерабочий день 01.10.2022г. Москалевой И.И. начислены и выплачены отпускные за 28 календарных дней. В табеле учета рабочего времени за октябрь 2022 года проставляются рабочие дни, начисляется и выплачивается заработная плата. Распоряжением и.о. директора МУП «Кафе №1 – вечерний ресторан» Каменевой Л.В. б/н от 02.10.2022г. сотрудник отзывается из отпуска в связи с производственной необходимостью. Перерасчет и удержание отпускных в сумме 13553,12 рублей не производился.
По результатам выборочной проверки начисления заработной платы можно сделать вывод, что за 2021- 2022 гг. расходы на выплату заработной платы в сумме 482903,46 рублей являются неэффективным использованием средств.
В соответствии со ст. 136 ТК РФ отпускные сотрудникам должны выплачиваться за три дня до начала отпуска, так выборочной проверкой установлено:
- отпускные повару Колюбаевой Я.А. приказ №8 от 12.03.2021г. с 12 марта по 08 апреля 2021г. выплачены 16.04.2021г. платежное поручение №117;
- отпускные уборщику служебных помещений Стрельцовой Г.Н. приказ №10 от 04.04.2021г. с 02 апреля по 29 апреля 2021г. выплачены 29.04.2021г. платежное поручение №144.
В соответствии со ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Так с 08 сентября 2021г. по 07 сентября 2022 года на должность директора назначена Кобзева С.А., а окончательный расчет произведен 27.10.2022г. платежное поручение №233.
6.5. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности по МУП «Кафе №1- вечерний ресторан»
Основным показателем финансово – хозяйственной деятельности являются наличие дебиторской и кредиторской задолженности.
Анализ дебиторской задолженности МУП «Кафе №1- вечерний ресторан» согласно бухгалтерской (финансовой) отчетности представлен в таблице:
(тыс. рублей)
По состоянию на 01.01.2022г. |
По состоянию на 01.01.2023г. |
Отклонение рост (+); снижение (-) |
Темп роста (снижения), % |
23,0 |
66,0 |
43,0 |
187,0 |
Из приведенных данных видно, что дебиторская задолженность по состоянию на 01 января 2023года увеличилась на 43 тыс. рублей или на 187 % в сравнении с дебиторской задолженностью по состоянию на 01 января 2022 года.
Анализ кредиторской задолженности МУП «Кафе №1- вечерний ресторан» согласно бухгалтерской (финансовой) отчетности представлен в таблице:
(тыс. рублей)
По состоянию на 01.01.2022г. |
По состоянию на 01.01.2023г. |
Отклонение рост (+); снижение (-) |
Темп роста (снижения), % |
344,0 |
392,0 |
48,0 |
14,0 |
Из таблицы видно, что кредиторская задолженность по состоянию на 01 января 2023 года увеличилась на 48,0 тыс. рублей или на 14,0 % в сравнении с кредиторской задолженностью по состоянию на 01 января 2022 года
Выводы по результатам контрольного мероприятия:
2. Учетная политика предприятия разработана и утверждена с нарушением Приказа Минфина России от 06.10.2008 №106н (ред.07.02.2020) «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету».
3. Отсутствует договор о полной материальной ответственности с главным бухгалтером.
4. Выявлены нарушения Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 29.07.1998г. №34н (ред. 11.04.2018г.), а также указаний Центрального банка РФ от 11.03.2014г №3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» в части нарушений при ведении кассовых операций. Халатное отношение к заполнению кассовых документов и осуществлению кассовых операций (отсутствуют подписи ответственных лиц и работников, получающих денежные средства).
5. Выявлены нарушения п. 6.3 указаний Центрального банка РФ от 11.03.2014г №3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» в части ведения операций с подотчетными лицами. Отсутствие распорядительных документов на выдачу денежных средств подотчет, а также отсутствие авансовых отчетов.
6. Нарушен пункт 27 Приказа Минфина России от 29.07.1998г. №34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» - не проводилась инвентаризация при смене материально – ответственных лиц.
7. В нарушение ст. 135 Трудового кодекса РФ в учреждении отсутствует Коллективный договор и Положение о премировании.
8. В нарушение ст. 144 Трудового кодекса РФ в штатном расписании оклады сотрудникам установлены без учета единого тарифно- квалификационного справочника работ и профессий, а также профессиональных навыков и знаний.
9. В нарушение Приказа Минфина России от 30 марта 2015 г. N 52н
"Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению":
- табель учета использования рабочего времени формы 0504421 не велся в течении всего проверяемого периода.
- карточка-справка формы 0504417 не велась в течении всего проверяемого периода.
- расчетно-платежные ведомости по форме 0504401 не велись в течении всего проверяемого периода.
-записка-расчет об исчислении среднего заработка при предоставлении отпуска, увольнении и других случаях форма 0504425 не применялась при расчете среднего заработка для определения сумм отпускной заработной платы, компенсации при увольнении и других случаях в соответствии с действующим законодательством.
10. Выявлены нарушения пункт 14 Приказа Минфина России от 29.07.1998г. №34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» в части ведения операций по оплате труда работников. Отсутствие подписей лиц ответственных за ведение табеля учета рабочего времени.
11. Выборочным методом проверки выявлены случаи излишне начисленной и выплаченной заработной платы в сумме 482903,46 рублей, а именно:
1) за 2021 год сотрудникам предприятия неправомерно начислена и выплачена премия в сумме 403859,51 рублей.
2) за 2021 -2022 годы имеются случаи двойной оплаты, то есть начислялись и выплачивались отпускные и заработная плата, также сотрудникам начислялись и выплачивались отпускные за дни, которые являлись праздничными днями, так излишне начисленная сумма составила 79043,95 рублей.
12. В нарушение ст. 136 ТК РФ отпускные и заработная плата сотрудникам выплачивались с нарушение сроков выплаты.
Председатель Ревизионной комиссии
города Щигры Москалев А.А.